Моё мнение об аккумуляторах

Необходимость осветить этот вопрос возникла уже давно, но как-то не было повода. А вот и появился.

Попробую ответить Геннадий Владимирычу и заодно всем тем, кому это интересно.
Сразу оговорюсь - всё это лишь моё мнение.

Итак, как поступают в нашем увы, несовершенном, мире с аккумуляторами и как, по моему мнению, с ними следовало бы поступать.

Прежде всего - никаких квик-чаргов! Ни малейших!

Вы ведь не заряжаете ваш автомобильный аккумулятор за час? Ото ж.

А если кому-то вздумается зарядить бедный аккумулятор за час, так он у него достаточно быстро выкипит и придётся доливать дистиллированную воду или что у них есть ещё там.
И если в автомобильный аккумулятор эту самую воду ещё как-то можно долить, то в герметичный никель-кадмиевый или никель-металл-гидридный - извините.

Итого - заряжать аккумулятор следует таким током, чтобы тот не нагревался.

Второй вывод - если Вы - обладатель некоего законченного устройства, при зарядке аккумулятора которого последний нагревается - что же, производитель сего бесславного устройства держит Вас за, пардон, лоха, как ни прискорбно.

Ну, и практический вывод - по возможности всё же переломить эту ситуацию, создав своё зарядное устройство либо поручив изготовление оного лицам из круга тех своих знакомых, которым, в отличие от сертифицированных специалистов той или иной фирмы с громким названием, всё же можно доверять.

Далее попробуем вкратце набросать принципы построения большинства нормальных зарядных устройств.

Прежде всего - заряжают не напряжением, а током!
Хорошо, если зарядное устройство обеспечивает заданное (к этому мы вернёмся) напряжение, но оно непременно должно обеспечивать некий стабильный и предсказуемый ток, иными словами - обладать неким регулятором тока.

В простейшем случае это - обычное омическое сопротивление.
Мне облом рисовать эту схему, словом, в ней источник напряжения, аккумулятор и резистор включены последовательно. Последовательность не важна. Полярность важна.

Зарядный ток, протекающий через аккумулятор, в этом случае будет приблизительно (реальный источник напряжения и реальный аккумулятор также имеют внутреннее сопротивление, но оно достаточно мало и в нашем случае его учитывать не будем) равен разности напряжений источника напряжения и самого аккумулятора, делённой на величину того самого сопротивления.

То есть, если наш источник напряжения равен 20 вольт, а напряжение нашего (сильно разряженного, например) аккумулятора - 5 вольт, и мы где-то откопали (впрочем, такое малое сопротивление проще намотать самостоятельно, чем пытаться откопать) резистор на 3 Ома, то протекающий ток будет равен (20-15)/3=5 ампер.

Вполне нормальная ситуация для зарядки автомобильного аккумулятора. Можно сказать - почти что паспортный режим. Аккумулятор на 55 АмперЧасов будет заряжаться током 5 Ампер в течение 11 часов.
Мало того, в данном случае ситуация даже ещё лучше - по мере зарядки аккумулятора разница напряжений будет уменьшаться и ток будет уменьшаться, например, по достижении аккумулятором 10 вольт зарядный ток будет уже 3 Ампера. Общее время зарядки увеличится, но станет более близким к т. н. "оптимальным кривым заряда".

Торопливых, суетливых и нервно-психических граждан такая ситуация может напрягать - они станут бесконечно каждые пять минут снимать аккумулятор с зарядки и пытаться провернуть стартер, каждый раз убеждаясь, что вместо зарядки аккумулятор всё более и более разряжается, пока не придут в состояние крайнего возбуждения, граничащего с помешательством, и не натворят чего-нибудь экстраординарного - например, убьют кого-нибудь или, ещё пуще, купят квик-чаргер.

Да, так о чём это я - как ни прискорбно, но заряжать свинцовые, никель-кадмиевые и никель-металл-гидридные (с остальными просто не сталкивался, но полагаю, что их - тоже) аккумуляторы быстро не получится.

Если мы хотим, чтобы аккумуляторы служили долго, мы не можем заряжать их таким током, при котором они нагреваются.
Например, "пальчиковые" (AA) - не более 50 мА. Иными словами, АА аккумулятор 2200 мАч должен заряжаться этак часов 40, аккумулятор для Сименса А35 - током миллиампер этак 30 и, соответственно, 20 (против "фирменных" 2-х) часов, и так далее.

Иными словами, если Вы приобрели некое устройство, содержащее аккумулятор, непрерывно (если от случая к случаю, то можно обойтись и одним - просто дозаряжать время от времени) им пользуетесь и не собираетесь скоро менять - покупайте сразу дополнительный аккумулятор и заказывайте местному умельцу (сорри, мы с Геннадий Владимирычем пока что всем не поможем...) человеческое зарядное устройство, обеспечивающее хотя бы разумный и предсказуемый ток зарядки.

Пару слов про дозарядку. Т. Н. "эффект памяти" появился совсем недавно и своим возникновением обязан именно разного рода квик-чаргерам.
Дело в том, что в этом мире не бывает ничего абсолютно одинакового, в том числе и элементов в аккумуляторе.

При быстрой непаспортной зарядке начинает иметь значение внутреннее сопротивление элементов (помните, то самое, которым мы в своё время пренебрегли при расчёте нормальных токов в человеческом зарядном устройстве). Разумеется, тот элемент, внутреннее сопротивление которого выше, станет быстрее других набирать вольтаж, что будет приводить к его хронической перезаряженности за счёт недозаряженности всех остальных. Помимо общего снижения ёмкости, это приводит к неравномерной деградации элементов, и вся батарея достаточно скоро может оказаться неработоспособной из-за выхода из строя вот этого самого перегруженного элемента, которому не посчастливилось иметь внутреннее сопротивление (вначале, потом это явление самоусугубляется) чуть большее, чем у своих сородичей...

Поэтому - дозаряжать можно и нужно! Но, разумеется, не квик-чаргерами.

А вот чем именно - теперь перейдём к этому.

Ежели хотите знать моё мнение - уже самое элементарное устройство наподобие вышеописанного - это уже очень и очень неплохо.

Если же вместо резистора подобрать соответствующую лампочку - это ещё лучше, ибо по счастливому стечению обстоятельств самая обыкновенная лампа накаливания является не только индикатором, но и мощнейшим природным стабилизатором тока!

Напряжение сети меняется, напряжение заряжаемого аккумулятора в ходе зарядки меняется, но ток остаётся неизменным с точностью, вполне допустимой для наших достаточно скромных задач.

Вместо резистора или, к примеру, лампы можно применить и полупроводниковый стабилизатор тока, но я пока что не вижу в этом ни малейшего смысла. Разумеется, никто не запрещает применять реактивные сопротивления - только осторожно, не получите ненароком (если используете трансформатор) резонанс! Хорошее решение - индуктивность сразу после диодного моста.

Кстати, именно этот метод годится и для случаев, когда мне уже не так безразлично практическое решение стабилизатора тока - я имею в виду мощные цепи, когда неэкономичное решение сразу бьёт потребителя по карману.

В мощных цепях нам уже никакие лампы и резисторы не товарищи, и эти самые мощные цепи (например, зарядные устройства для электротранспорта) требуют совершенно отдельного разговора.

Однако, вернёмся к начатой беседе о зарядных устройствах вообще.

Вторым немаловажным фактором является метод определения окончания зарядки.

Т. н. "сертифицированные специалисты" в лучшем случае промямлят на эту тему нечто невразумительное - что устройство шибко дорогое и что оно аж всё японское, но нам-то с Вами надо совершенно другое - как нам определить, что зарядка завершена?

Вскрывая подавляющую массу даже сертифицированных и даже японских устройств, мы будем прямо-таки шокированы отсутствием в них сколь бы то ни было серьёзных механизмов предохранения от перезарядки, что, в сочетании с непаспортными токами, делает большинство таких устройств прямо-таки убийцами аккумуляторов.

В общем, заряжая аккумулятор достаточно малыми (скажем, одна сотая от ёмкости в ампер-часах) токами, мы можем уже не особо сильно беспокоиться моментом прекращения заряда, и руководствоваться обычным отрывным календарём, но всё же лучше контролировать этот момент более научными методами, особенно когда протекают достаточно большие токи, и на эту тему начинает уже давить самый страшный зверь жаба.

Проще всего следить за напряжением. В большинстве случаев, в частности, в автомобильной практике, так и делается. И заметьте - неплохо делается!

Если бы в автомобильном мире начался весь тот бардак и беспредел, что царит на рынке малогабаритных устройств, это бы немедленно привело ко всемирному восстанию автомобилистов с далеко идущими последствиями, и политическая, а возможно и физическая карта мира запросто могли бы после этого выглядеть совсем иначе.

Но мы отвлеклись. Да. Для свинцовых, а пожалуй, что и для никель-кадмиевых и никель-металл-гидридных достаточно контролировать напряжение. Разумеется, необходимо учитывать температуру. На эту тему существует масса литературы, и множество достаточно серьёзных публикаций, включая практические схемы.

Итак, всё, что нам надо для надёжной и длительной работы аккумулятора - это зарядка его током, не превышающим паспортный, и контроль окончания заряда по той или иной методике, обычно связанной с измерениями напряжения.

Разумеется, есть ещё и всякие изощрённые методы заряда - например, заряд по т. н. "оптимальной кривой", достаточно точно выполняемый источником напряжения, равным напряжению заряженной батареи, и ограничивающего резистора, существуют также методы контроля окончания заряда по окончанию прироста напряжения на аккумуляторе, есть также некий относительно свежий метод зарядки кислотных аккумуляторов, заключающийся в периодической дозарядке в течение нескольких циклов после достижения основного заряда - таким нехитрым образом можно набить в обычный аккумулятор ещё некоторое количество дополнительных ампер-часов и даже улучшить состояние аккумулятора, если он уже был до этого частично сульфатирован.

В общем, примерно таковы основные направления разумного использования аккумуляторов.

Все частные решения уже вытекают из конкретных ситуаций и универсального, увы, не существует. Разная мощность, разная цена, разные габариты и прочее диктуют разные конкретные решения, весьма и весьма отличающиеся для каждого конкретного случая.

И мы должны понимать, что ряд предприятий, среди которых можно назвать American Power Conversion и Siemens, оптимизируют алгоритмы заряда аккумуляторов по несколько иному принципу, чтобы заставить потребителя поскорее покупать новые и новые.


Домой

Хостинг от uCoz